Яндекс.Метрика
Кхмерский язык
Всё о кхмерском языке, культуре и традициях кхмерского народа.
Сайт Александра Зарубина о Камбодже и кхмерском языке
Бригада кхмерских строителей построит дом, гестхауз, проведёт электричество, выполнит сантехнические работы и др.

О кхмерском языке и образовании

Если в «Яндексе» набрать слова «Кхмерский язык», то поисковик выдаст : «Нашлось два миллиона результатов» (Во всяком случае, у меня такой результат был. В зависимости от региона может быть иной показатель) Впечатляющая цифра. (Такое количество, как Вы сами понимаете, просмотреть невозможно, да и нужды такой нет, кроме того,не все эти сайты о кхмерском языке. Посмотрев десяток-другой сайтов, я увидел, что все они близнецы-братья, так как информация, содержащаяся в них, схожа до мелочей. Во всех, без исключения, содержатся выдержки из работ «исследователя» товарища Ю.А. Горгониева и сслыки на его работы. Слово «исследователь» я беру в кавычки, так как для меня очевидно, что этот товарищ никакими исследованиями не занимался. Об этом я уже говорил и в своих уроках (31,32,33) и в других своих статьях. Почему же люди, создавая сайт о кхмерском языке, используют одну и ту же информацию? Ответ такой-другой просто нет! И все было бы хорошо, если бы не одно «но». А это «но» связано с тем, что данные, которые приводит товарищ Ю.А.Горгониев в своих работах, безнадежно устарели и не соответствуют положению вещей в современной Камбодже. Пользоваться этими данными, размещать их для всеобщего обозрения уже нельзя. Вот, к примеру, что я скопировал с сайта …….(Я не знаю, является ли Горгониев Ю.А, автором этих слов, но на сайте много другой информации, со ссылками на его работы) «Не    существует    единого    мнения    на    счёт    кхмерских    гласных. Причиной          этого          является          отсутствие          политической централизации,   в   результате   чего   стандартный   кхмерский   язык   не является   доминирующим   по   всей   стране.   К   примеру,   у   жителей   даже одной    и    той    же    коммуны    (кхум)    могут    наблюдаться    различные фонологические   особенности.   Примером   этого   явления   служат   две таблицы, представленные ниже:” Смею ответственно заявить, что это все является полной чушью. Камбоджа уже не та что была более 50 лет назад. Именно в это время товарищ Горгониев творил свои труды, именно об этом периоде также более раннем (рубеж 19 начало 20 века), писал он. Для того чтобы рассказать Вам о кхмерском языке в современной Камбодже я и пишу эту статью. Я надеюсь, что материал поможет получить достоверную информацию и понять, почему в работах Горгониева Ю.А. так много ошибок. И его “Категория кхмерского глагола”, “Грамматика кхмерского языка” наконец- то будут отправлены на свалку истории. О современной Камбодже, системе образования и кхмерском языке Свое повествование я начну с недавнего прошлого Камбоджи– с середины прошлого столетия. Именно этим периодом заканчиваются «исследования» товарища Горгониева. Начало 50 годов прошлого столетия. В стране фактически идет гражданская война. Часть территории в стране контролирует прокоммунистическая организация «Кхмер Иссарак». В стране-политический раскол. Поводом для раскола послужило принятие решения о присоединении к французскому союзу. Что, несмотря на принятие решения о предоставлении Камбодже независимости, фактически оставляло ее колонией Франции. Определенная часть выступает за полное прекращение колониального господства французов. Под этим лозунгом и создется организация «Кхмер Иссарак». На территории Таиланда создана антикоммунистическая и антифранцузская организация “Кхмер Серей». Коммунисты создают народно-революционную партию. Под влиянием коммунистов образован нородный фронт Камбоджи. В таких непростых условиях король Н. Сианук принимает решение о роспуске демократически избранного парламента–Национального собрания и объявляет о полной независимости страны. Протекторат Франции полностью прекращается в 1953 г., но страна раздроблена. Тут не до образования и печатать учебники– не самое главное. В стране бедность и разруха. Только в 1955 году Камбоджа полностю оформила свою независимость и все иностранные воиска ушли с ее териритории. В 1956 году Камбоджа устанавливает дипломатические отношения с Советским Союзом. Совершая политические маневры, играя в демократию, Н. Сианук отрекается от престола в пользу своего отца, но фактически сохраняет за собой власть, возглавляя кабинет министров. В стране- политическая неразбериха и нестабильность. Правительство меняется чуть ли ежегодно, (до 1961) Но Сианук-все равно-его премьер. В 1959 году принимается попытка государственного переворота. Попытка не удается. В 60– умирает король-отец и власть фактически снова переходит к Н.Сиануку, которой все также является главой кабинета министров. Фактически власть у него в руках. Но это только фактически. Реально же управлять всей страной он не может. Существующие разногласия во взглядах правых и левых сил не решены. Вот в это время товарищ Горгониев, вероятно по заданию партии и советского правительства, едет в Камбоджу. Очевидно, что до своей поездки, он кхмерского языка не знал. Его просто не преподавали в СССР. А сам он выпускник кафедры по китайскому языку. В такое неспокойное время путешествовать по стране он не мог, да и период его пребывания был коротким. Набрав кое-какой литературы, он вернулся в Москву и приступил к своим сочинениям. Раз был в Камбодже- значит должен что- то написать научное. Это приказ партии. Он и писал. Или, точнее, переводил с англоязычного материала, выдавая это за свои познания кхмерского языка. Никаких научных исследований в его работах нет. Всё основано на простом переписывании с других источников. Поскольку сам он не знал языка, не знал и диалектов, то его рассуждения в этой области не имеют научного обоснования. И каким образом он мог установить, что речь жителя Пномпеня отличается от речи жителя провинции Батамбон- для меня загадка. Во всяком случае, сегодня непонимания и отличий в речи жителей этих мест нет. В 1966 году в результате выборов в Национальное собрание, представительный орган власти, большинство получают правые силы. Коммунисты оказываются в оппозиции, они не согласны с выборами (создают свои отряды “красных кхмеров”) и начинаются вооруженные столкновения. Камбоджа снова на пороге гражданской войны. Н. Сианук не может примирить стороны. В 1970 году Сианука смещают с поста премьера и это вызывает новые столкновения сторонников и противников Сианука. Красные кхмеры требуют возвращения Сианука к власти, генерал Лон Нол, сместивший Сианка с поста главы государства, обращается к правительству Вьетнама и США за военной помощью. В 1975 году коммунисты под руководством Пол Пота одерживают победу, свергают режим генерала Лон Нола, ликивдируют кхмерскую республику и начинают свои преобразования. Теперь Камбоджа-демократическая Кампучиа. Как вы видите, весь этот период времени в стране было не до образования и языка. А что же принесли нового в страну красные кхмеры в этой области? Образование было отменено полностью. Школы превратили в тюрьмы. Все учебные заведения закрыли. Учителей, образованных людей, истребили почти полностью. Было запрещено читать и писать. Грамотность- преступление. Девиз красных кхмеров: «Рисовое поле-книга, мотыга- карандаш». Уничтожались этнические группы-китайцы, тайцы, вьетнамцы. Было уничтожено около 3 миллионов –почти половина населения. В 1978 году Пол Пот начинает войну с Вьетнамом, но терпит поражение. В январе 1979– вьетнамские войска в Пномпене. Стремясь уничтожить «красных кхмеров» и базы Национального фронта освобождения Южного Вьетнама, американцы бомбят Камбоджу. Потери среди мирного населения исчисляются сотнями тысяч. В этот период, на территории подконтрольной вьетнамцам, создается новый высший орган власти- Государственный совет (1981). Принимаются попытки привести систему образования хоть в какие-то нормальные рамки. Учителей практически нет. Провозглашен лозунг: «Тот, кто хоть что-то знает, учит тех, кто знает мало». (Здесь я сделаю небольшое отступление и отмечу, что мне удалось побывать в одном из образовательных учреждений, где с удивлением обнаружил, что этот принцип ещё действует. Студент пятого курса преподавал первокурсникам!) Принимаются попытки подготовить учителей на ускоренных курсах. О качестве обучения говорить не приходится. В условиях продолжающихся военных действий денег на восстановление системы образования нет. Больше половины населения страны-практичеси безграмотно. Учебников тоже нет. В таких условиях примерения не достинуто. Часть вооруженных отрядов настроены против вьетнамцев и военные действия продолжаются. Пол Пот смещается со своего поста, а компартия распускается. Создается новая демократичческая партия “За демократическую Кампучию”. В 1982 году формируется коалиционное правительство, которое вновь избирает Сианука главой государства-его президентом. В 1989 году из страны уходят вьетнамские войска, а с 1991 года начинает осуществляться миротворческая миссия ООН. В 1993 году принимается новая Конституция, в соответствии с которой Камбоджа- конституционная монархия с многопартийной системой. Н.Сианук официально и по праву занимает королевский трон. Красные кхмеры, контролирующие часть территори, не приняли конституции и разгорелись новые бои с правительственными силами. Но воевать видно уже всем надоело и в конце 1998 года красные кхмеры сложили оружие. По данным ЮНЕСКО, в этот период времени, на 7-8 учеников- всего один учебник. В правительственных кругах идут споры-какой быть системе образования. Но уже печатаются новые учебники, восстанавливаются и открываются школы. Существует огромная пропасть между образованием в городе и в сельской местности. Связано это и с отсутствием квалифицированных учителей и низкой заработной платой учителя -около 10 долларов в месяц. Образование для детей, живущих в сельской местности, практически не доступно. Родители не в сотоянии нести расходы, связанные с обучением этот период на родителей падает около 75 проценгов стоимости обучения, оставшуюся часть покрывает государство) из за банальной бедности. В октябре 2004 года новым королем провозглашен Народдом Сиамони. Отдельные группы красных кхмеров все ещё контролируют часть территории Камбоджи. 2016 год. Каково же положение вещей в сегодняшней Камбодже? Более 10 лет в Камбодже не слышно выстрелов. Незаконное ношение и хранение оружие-уголовное престуупление. Население страны выросло и перевалило за 15 миллионов. Страна представляет собой единое централизованное государство. Система общего образования бесплатная. Существует государственная образовательная программа. Обучение осуществляется по единым государственным стандартам во всех уголках страны, в любой деревне или провинции пользуются одними и теми же учебниками и учебным материалом. Учебники печатаются централизованно и выдаются в пользование. Все расходы несет государство. Школьников учат кхмерскому языку по одной и той же методике, по одной и той же схеме и программе. Люди, которые изучают язык по единой образовательной программе, всегда поимут друг друга, даже если у них и есть свои местные особенности в речи. В любом уголке Камбодже речь камбоджийца понятна другому камбоджийцу. Никаких споров по поводу кхмерских гласных или согласных - нет. Всё ясно и четко изложено в кхмерском букваре для первоклассников, о котором я рассказываю в одном из своих уроков (33). И работы товарища Горгониева, которым как я полагаю, он посвятил немало времени, кхмерам для этого не понадобились. Человек проделал столько много усилий, создавая свою грамматику кхмерского языка, а для чего и для кого? В кхмерском языке своя грамматика, изыскания товарища Горгониева никакого отношения к ней не имеют. И названия знаков алфавита, и произношение, и чтение, и правила-все есть в кхмерских учебниках. Вот только, то что выдумал товарищ Горгониев, кхмеры учить точно не будут, так как это рекомендовано только для учебных заведений России (ну а ранее Советского Союза). Следует сказать, что французский колониальный режим никакого внимания образовательной системе Камбоджи не уделял. Только после получения независимости, уже в середине прошлого столетия, стали предприниматься попытки по внедрению начального и неполного среднего образования по всей территории Камбоджи и разработки соответствуюшего образовательного материала. К сожалению, этот процесс был остановлен гражданской войной и последующим приходом к власти режима красных кхмеров. Что же представляет из себя система образования в королевстве Камбоджа в наши дни? Эту систему условно можно разделить на четыре уровня. Первый уровень- система дошкольного образование. Эта программа охватывает детей дошкольного возраста, в основном от 3 до 5 лет. Обучение проходит в детских дошкольных учреждениях. Затем идет шестилетнее начальное образование для детей в возраста от 6 лет и до 11 лет. Следующий уровень занимает три года обучения-это неполное среднее образование для детей от 12 до 14 лет и последующий, четвертый уровень-это полное среднее образование для детей от 15 до 17 лет. В общей сложности процесс обучения детей в школе занимает 12 лет. В школу идут с шестилетнего возраста. Весь процесс обучения в школе в течении 12 лет является бесплатным. После получения неполного среднего образования школьники имеют выбор-либо продолжить обучение по обычной программе, либо обучаться по программе Министерства по профессионально-техническому образованию. Эта программа рассчитана на период от одного до 3 лет. Иными словами, применительно к системе образования в России, после получения неполного среднего образования молодые люди могут пойти в техникум или училище, где наряду с профессией получить и законченное среднее образование, или продолжить обучение в обычной школе, а уже после окончания школы-продолжить обучение в системе профтех образования, либо поступить на обучение в институт. Обучение в институте зависит от специализации и занимает время до 7 (7 лет в медицинском институте) Обязанность государства обеспечить бесплатное среднее образование для всех своих граждан, закреплено в конституции 1993 года. Ст. 68 Конституции гласит «Государство обязано обеспечить для всех своих граждан неполное среднее и полное среднее образование в государственных школах.» Таким образом за гражданами королевства признано право на образование. Также в статье написано, что государство оставляет за собой право осуществлять контроль за системой образования как в государственных, так и в частных учебных учреждениях на всех уровнях. В 2005 году в стране принмают стратегический план развития системы образования, который рассчитан на период с 2006 года по 2010 год. Это была национальная программа, которой впервые предусматривался ряд мер, направленных на повышения качества образования, доступность образования и децентрализацию образовательной системы. В настоящее время система образования в Камбодже имеет иерархическую структуру. На самом верху-Министерство образования, которое осуществляет общее руководство. На уровне провинций созданы департаменты по образованию. В их задачу входит реализация планов, разрабатываемых Министерством, поддержание школ в нормальном состоянии, работа с персоналом, подбор и расстановка кадров, обеспечение реализации единых школьных программ на местном уровне, контроль за их выполнением. Здесь следует отметить особо-обучение в стране происходит по единым программам, и контроль за этим осуществляют именно департаменты по образованию. Таким образом, на данные департаменты возложены административные и координационные функции. Непосредственно в районах, входящих в состав провинции, созданы специальные отделения или офисы, осуществляющие контроль за исполнением национальной программы образования на местах. Имеют определенные права и обязанности непосредственно и школы. Теперь Вы видите, что стандартный кхмерский язык является доминирующим по всей стране. И люди, в какой бы части страны они не проживали, к какои бы группе они не относились, все учат язык по единой программе. Поэтому эти люди говорят на языке, который понимают в любом уголке королевства. И утверждения Горгониева, что «Существенные различия в языке имеются между говорящими в Пномпене (столица) и в сельской местности (например, в провинции Батамбанг),” не соответствуют действительности. Давйте посмотрим на кхмерские учебники. (загляним в некоторые из них-см. урок 33.) Представляю Вашему вниманию учебники для первоклассника. Сегодня Камбоджу уже нельзя назвать страной «одного доллара». Камбоджа уже не та, что была десять лет назад, не говоря уже о пятидесятилетнем прошлом страны. Сегодня это стабильно развивающееся государство, с растущими инвестициями, увеличивающимися туристическими потоками, а в связи с этим-растущими сферами обслуживания в туристических зонах и увеличением занятости населения. Ширятся и развиваются связи с государствами, в том числе и с Россией. Впервые в истории двусторонних отношений в ноябре 2015 г. состоялся визит Правительства Российской Федерации в Камбоджу. По итогам переговоров Д.А.Медведева с Премьер- министром Хун Сеном были подписаны 9 совместных документов, нацеленных на расширение сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной, правоохранительной, информационной и гуманитарной областях. Теперь Вам должно быть понятно, что в то время, когда товарищ Горгониев посетил Камбоджу, образовательного материала-то в стране практически не было. Поэтому в его работах такое ничтожное количество ссылок на кхмерские источники, а все больше- на источники иностранных авторов, которые также занимались исследованиями в области кхмерского языка, пытась разобраться в кхмерской грамматике. Это было сложно сделать, ведь в тот период времени, о котором писал Масперо (издание работ в 1915 г.), в Камбодже не было учебных заведений, а поэтому и надобности в учебном материале не было никакой. Первое высшее учебное заведение было открыто лишь в 1931 году. Вот и выдумывали авторы различных государств свои понимания кхмерского языка и грамматики. Тоже самое сделал и товарищ Горгониев. Но в настоящее время вся кхмерская грамматика содержится в кхмерских учебниках. Я читаю кхмерские учебники, перевожу всё на русский язык и даю это Вам в своих уроках, программах Тот же, кто понимает кхмерский язык и умеет читать на нём, может непосредственно использовать кхмерский учебный материал. Вы получите полное представление о грамматическом строе кхмерского языка. Чтение такой литературы принесет намного больше пользы, чем изучение устаревшего, а порой и просто ненужного материала. Но “фишка” здесь в следующем. Читать на кхмерском языке могут не все, кто пишет о нем на страницах своих интернет изданий. А другого рускоязычного материала, кроме того, что написал Горгониев Ю.А, просто нет. Что касается современной Камбоджи, ее языка и путей его формирования, а также наличие диалектов или их отсутствие-все это можно найти в кхмерских источниках у кхмерских авторов.
Учебник арифметики Учебник грамматики Книга для чтения Букварь
Билеты на самолет, поезда, автобусы, чартеры в Юго-Восточной Азии
Панель меню Панель меню
Помощь в покупке земельного участка и иных объектов недвижимости. в Камбодже