Яндекс.Метрика
Кхмерский язык
Всё о кхмерском языке, культуре и традициях кхмерского народа.
Сайт Александра Зарубина о Камбодже и кхмерском языке
Бригада кхмерских строителей построит дом, гестхауз, проведёт электричество, выполнит сантехнические работы и др.
Билеты на самолет, поезда, автобусы, чартеры в Юго-Восточной Азии
или о том, почему провинция и город носят название «Сиемрип»
Город Сиамрип и кхмерская провинция с таким же точно названием– почему они так называются и что означает слово «сиамриап/сиемрип»? Ответ на данный вопрос можно найти в интернете. Тысячи сайтов расскажут вам одну и ту же историю в нескольких словах– «Сием Риап» назван так в честь победы над тайцами и дословно означает «сиам побеждённый». Но если вы зададитесь вопросом, а что же это за победа такая и когда, в каком году, кхмеры повергли тайцев, то вряд ли найдёте ответ на такой вопрос. Более того, дословный перевод слова «сием риап» с кхмерского, означает сиамская равнина, или, иными словами, тайская территория. В этом легко удостовериться. Если вы откроете простой кхмерско- английский словарь онлайн и введёте кхмерские слова «сием» и «риап», то получите ответ- «сием»-древнее название тайцев, а «риап»- плоская, ровная поверхность. Аналогичные определения содержатся и в кхмерском лингвистическом словаре. Обратите внимание, что на всех русских сайтах слово «Сиемрип» пишут раздельно: «Сием» и «Риеп». Почему? Ответ простой– потому что все это взято с английского языка, на котором пишут так «Siem Reap». Но, уважаемые читатели, согласно правилам кхмерского словообразования, слово «сиемрип» является единым и при переводе на русский язык должно писаться вместе. Есть аналогия. На русском языке «Сталин-град, Волго-град» и эти слова мы пишем слитно, не разделяя слова и не выделяя слово «град». То же касается и кхмерского языка. Слово «Сиемрип» является самостоятельным словом, внесено в кхмерский лингвистический словарь с определением «Сиемрип» - ”город и одноименная провинция в королевстве Камбоджа». Аналогичные вещи допускаются и к городу Пномпень, часто можно встретить написание такое «Пном Пень», и это снова перевод с английского, но не с кхмерского. В кхмерских наименованиях много составных слов, которые пришли с древних времен. Понять и узнать, почему так или иначе назывался тот или иной город уже нельзя. Но вот, например, город Баттомбон. О значении этого слова я рассказал в своей статье, которая находится на сайте. Слово составное, но никто на английском языке его не пишет раздельно и каждое слово с заглавной буквы, а пишут вот так «Battambang”. Так почему же такое допускают по отношению к Сиемрипу и Пномпеню? В отношении англоязычных версий от комментариев воздержусь, а вот по отношению к русскоязычным могу сказать точно по незнанию и простому «передеранию» с английского языка. Приехал человек в Камбоджу, гид ему рассказал историю, которую почерпнул из общедоступных источников. Вернулся турист домой, стал писать о своём путешествии, открыл «Википедию», а там—тоже самое. Ну, вот так и появляется ворох всякого непотребного барахла. Но вернёмся к значению слова «Сием Рип», как я уже сказал, прямой перевод каждого слова даёт значение «сиамская равнина». И действительно, данная территория несколько столетий принадлежала тайцам и называлась на тайском языке «Сиам марат». А город Анко(р) тайцы именовали «Сиам моха након», что и означает тайский город. И слово «након» и «анко» тесно связаны с санскритом, имеют одно и тоже значение, но разное произношение в соответствии с принятыми правилами произношения и речи в каждом языке. Возможно, эти слова имеют общие корни. Здесь поле деятельности для филологов прежде всего. Мне лишь остаётся сказать, что подлинного происхождения слова и названия Анко(р) сегодня никому не известно. По этому поводу тоже имеется ряд мнений и об одном из них я написал в своей статье, которая имеется на сайте в разделе «Это интересно». То же самое— и по отношению к происхождению слова «Сиемрип» - доподлинное значение этого слова никто не знает. И у каждой из сторон, тайской и кхмерской, имеются свои доводы на сей счёт. Тайцы, обосновывая свои права на эти земли говорят: «Сием Рип– значит «сиамская равнина, тайская территория», кхмеры же выдвигают свои аргументы. А вот какие? На одном из сайтов, под названием «сайт …. о незабываемых путешествиях», читаю: «Город Сием Рип был основан в 802 году, а назван так только в 16 веке, в честь освобождения земель от Таиланда. Сием Рип в переводе означает «Победа над Сиамом», а Сиамом называют соседний Таиланд.» Аналогичная информация и на сотнях других сайтов о Камбодже. Уважаемый читатели! Смею Вас заверить, что в 802 году города Сием Рипа не было и в помине, и вряд ли он был в 16 веке. Кхмерское поселение, на котором находится современный город Сиамрип, а также территория, на которой находится храмовый комплекс Анко Ват, получили своё официальное название в начале 20 века, после 1907 года. В этот период времени, Франция подписывает соглашение с Тайским государством о возврате Камбодже территорий под тайским названием «Сиам марат», что означает «тайская территория или тайская провинция». Что, собственно говоря, соответствует кхмерскому «сиам риап». Ранее тайское название - «сиам након» Этой территорией тайцы постоянно владеют с 1794 года. На этой же территории находится и храмовый комплекс Анко(р) под тайским названием « сиам моханокон».– сиамский (тайский) город. С 6 по 9 век происходит концентрация населения по берегам рек Мекон и Тонле. Это вызвано особенностями жизни кхмеров, для производства риса нужна вода и люди селятся там, где воды в избытке. 9 век. Официальная наука считает этот век началом становления кхмерской государственности и возникновения кхмерской империи. Страна кхмеров состоит из множества мелких княжеств, в каждом из которых- свой правитель., свои князек, Феодальное устройство. Княжества ведут между собой войны за сферы влияния. В этот период времени появляется человек, который объединяет кхмеров, создаёт единое государство и становится первым абсолютным монархом. Это– Джаяварман 2. Период его правления-802-850г.г. С этого времени и принято вести отсчёт становления империи кхмеров. Но есть мнение, которое официальная наука отвергает. Иная точка зрения относит период строительства Анкора, а следовательно, и возникновение кхмерского государства, по крайней мере на 500 лет ранее этого периода- примерно 6 век, а некоторые считают, что это период между 1 и 6 веками. Давайте обратимся к карте и посмотрим, что их себя представляла империя кхмеров в 12-13 веках.
Как вы видите, это обширные территории, которые включают в себя часть современного Вьетнама, Лаоса, Таиланда. Каким образом можно было присоединить к своему государству такие большие территории соседей? Только одним способом– успешными военными действиями и победой над врагом. Но никогда в истории кхмерско-тайских отношений, кхмеры не побеждали тайцев, как государство. Да, были победы в боевых сражениях, о которых знают историки, но было их не так уж и много. Но тайцев, как государство кхмеры никогда не побеждали. Так откуда же взялось такое значение «Сиам побеждённый»?
Наивысшего расцвета империя достигает в 12 веке. В этот период империя включала современные территории Вьетнама, Камбоджи, Таиланда и Лаоса. С середины XII века империя кхмеров, истощённая непрерывными войнами и, как утверждают историки, огромными масштабами строительства, постепенно приходит в упадок. (Здесь я сделаю небольшое отступление, так как не все согласны с версией о том, что именно в этот период велись самые грандиозные строительные работы. Ряд исследователей относит это к более ранннему периоду кхмерской истории) К 13 веку королевство начинает терять своё былое могущество. Это происходит из за постоянных войн с соседями– вьетнамцами, чамами и тайцами. Джаяварман 7, годы правления 1181-1218(1219), сын правящего в то время короля Дхараниндравармана II , находится в походе далеко за пределами империи. Он хочет покорить народ под названием чамы, который проживал на территории современного Вьетнама. Государство называется Чампа. (Государство обозначено на карте). История Чампы X—XV веков во многом схожа с историей кхмерского государства. Оно возникло в 9 веке и прекратило своё существование в конце 15 начале 16 века. Первое крупное столкновение с чамами происходит в 944—945, когда кхмеры вторгаются на их территорию в княжество Каутара. Но войны также идут и в период правления короля кхмеров Сурьявармана 2—годы правления которого отражены в истории с 1002 по 1050. Следующие крупные столкновения происходят в 1080, затем в 1140 году. Чамы терпят поражение. Теряют часть своих территорий, которые входят в состав империи кхмеров и становятся вассалами кхмерского короля. Но смириться с этим чамы не могут и уже в 1177 князь чамов Индраварман 6 строит лодки, по реке Меконг достигает Анкор, захватывает его и убивает короля . . Вернувшись из похода, Джаяварман, разбивает чамов в морском сражении на озере Тонлесап и провозглашает себя новым королём– это 1181 год. Сражение на воде-одно из самых жестоких. Это сейчас в воде находится только рыба. А в тот период времени озеро кишело крокодилами. Даже раненый воин, упав в воду, шансов на спасение не имел. Хищники окружали сражающихся в ожидании своей добычи. И вот Джаяварман, в свои 56 лет, коронуется как Джаяварман 7. источниках указываются разные даты восхождения на престол это 1177 и 1181. Некоторые считают, что восхождение на престол произошло после первого сражения с чамами в 1177 году, другие—что после второго, в 1181 году. ) В 1181 году в новом (по некоторым источникам-морском) сражении кхмеры разбивают чампов, а в 1190 году, кхмеры снова совершают поход на чамов, захватывают город Виджайо, пленят короля чамов Индровармана. (Точных данных, где был пленён Индраварман нет. В некоторых источниках указывается, что в этот период времени он всё еще находился в Анкоре, а после захвата кхмерами Виджайи был вынужден сдаться. По другим источникам он был пленён в Виджайе. После пленения судьба его неизвестна. Какие-либо исторические данные по этому поводу не установлены.) На трон садят лояльного князя, который выходит из повиновения, провозглашает себя независимым правителем чампского государства. Кхмеры вынуждены отправиться в новый поход, подавить сопротивление и окончательно включают княжество Виджайо в состав своей империи. Это происходит в 1203 году. . -
В 1160 году умирает правитель Анкора и кхмерской империи Джаранидраварман 2. (1150-1160) И князь Яковарман восходит на трон, воспользовавшись отсутствием прямого наследника и присваивает себе титул Яковармана 2. Как военачальник, Джаяварман-будущий правитель Джаяварман 7, сын умершего короля, племянник короля Сурьявармана 2, находится в военном походе за пределами кхмерского королевства., ведет войну с чамами. Ему в этот период 35 лет. Война с чамами уже идет длительное время и очень часто удача сопутствует не кхмерам, а чамам. Воссевший на трон Яковарман 2 не в силах решить назревших проблем в государстве и в результате заговора, свергнут и убит в 1165 году, после него на престол восходит князь Трибхуванадитьяварман. Правит он до 1177 года. В этот год чамы захватывают Анкор, сам правитель погибает в бою с чамами. Четыре года войны с чамами приводят к победе кхмеров. . Джаяварман одерживает победу и коронуется как Джаяварман 7. В источниках указывается разные даты восхождения на престол это 1177 и 1181. В этот период времени в соседнем Сиаме (ныне Тай) возникает новое государство под названием Аюттая, полностью государство формируется к 1351 году. И становится центром тайского государства на 517 лет. Тайцы обращают свои взора на земли соседнего государства и осуществляют постоянные вторжения с целью завоевания новых территорий, грабят и разоряют Анкор. В 1431 году в сражении у города Анко(р) кхмеры терпят поражение и тайцы становятся новыми хозяевами кхмерских территорий. В силу различных причин кхмеры покидают Анкор и данную территорию. Этому дают несколько объяснений. Это возникновение внутренних противоречий в империи, невозможность противостоять постоянным набегам таицев, внутренние воины между правителями за власть, воины с рабами и населением, невозможность содержания данных территории в связи с отсутстивем необходимо количества рабов и рабочих рук, недостаток продовольствия для обеспечения населения большого города. Центр переходит в Пномпень. Территория приходит в запустение. Пустой город Анкор никому не нужен, даже захватчикам. Спустя сто с лишним лет, в 1541 году, в новой битве, кхмеры наносят сиамцам сокрушительное поражение. По одним сведениям, два военачальника, два короля, тайский и кхмерский, сошлись в поединке и кхмерский правитель поразил тайского, что привело в замешательство воинов сиама, а затем обратило их в бегство. Павших на боле брани тайских воинов было настолько много, что в разговорной речи кхмеры стали сравнивать их с травой, которая полегла (ровным слоем) на поле, обозначая таким образом территорию, на которой происходило сражение. (По некоторым сведения более 10 тысяч сиамцев были пленены на поле боя) “Сиам рип смаэ нэн дай»- говорили кхмеры о тайцах, что означало «тайцы, павшие на боле боя, как (“скошенная”) трава» (Можно допустить несколько вариантов перевода. Например, “сиамцы, которых сровняли с землей”, или “уложили на землю лицом”, имеется и ряд других, но смысловое значение от этого не изменяется) Со временем, слова «смаэ нэн дай» исчезли из разговорной речи и осталось только «сиам риап”. Отсюда и выводится смысловое значение «поверженные сиамцы».
Именно в ознаменование этой победы над тайцами, кхмеры назвали и провинцию, которая была возвращена им в 1907 году, и небольшое поселение, выполняющего роль административного центра на данной территории. Это небольшое поселение превратилось в большой и современный город, известный под названием Сиамрип. Но в названии имеется и другой символический смысл– что «Сиам повержен, как и много лет назад и теперь кхмерские территории более никогда не попадут под их управление». Но следует учитывать, что это лишь легенда, так говорят сами кхмеры и так учат в кхмерских школах. Некоторые исследователи считают, что это название связано с китайским языком и пришло оттуда. После победы над тайцами, в 1541 году, у кхмеров нет сил и возможности удерживать данную территорию, и она практически остается за сиамцами. У кхмерской империи теперь много внутренних проблем. Контролировать и удерживать такую большую территорию они уже не могут. Происходит закат кхмерской империи. С 1794 году тайцы официально включают территорию Сиемрипа и Батамбона в состав своего государства. Но это не единственный город с таким названием. В провинции Кандал имеется ещё одно поселение с названием «Сиамрип». Когда-то, говоря об этом Сиамрипе, кхмеры обозначали его как «Сиамрип рин тмо», так как он находится рядом с деревней под названием Ринтмо. Сейчас используют другое слово. В кхмерском языке есть слово «чань» которое имеет прямое значение– победить врага, одержать победу над соперником. Но, как видите, это слово не используется. Кхмеры предпочли сохранить слово, связанное с их историей и имеющее более глубокий смысл.
Панель меню Панель меню
Помощь в покупке земельного участка и иных объектов недвижимости. в Камбодже